Родителям о ФГОС НОО

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 п.КУЛОЙ"

 

federalРодителям о ФГОС НОО

 

ALEA JAKTA EST

жребий брошен


Ирина Валентиновна Лапковская, заместитель директоа по учебной работе

 

Доброго времени суток, уважаемые родители!

С 1 сентября 2011/2012 учебного года (второй год) в нашей школе реализуется новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

На протяжении последних лет мы стремились к новому качеству образования, помимо знаний предполагающему воспитание и развитие наших учеников.

В чем же причина перехода на новые стандарты? Дети, которые пришли в первый класс в начале XXI века, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким будет тогда мир, сложно себе представить. Школа же должна готовить своих учеников к жизни, о которой пока никто не знает. Поэтому сейчас необходимо воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

 Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании»  и представляют собой «совокупность требований,  обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)  образовательными учреждениями,  имеющими государственную аккредитацию».

 

С официальным приказом о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:  http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

 В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.  Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования;
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования, темы, дидактические единицы.

В Стандарте же 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором Универсальных Учебных Действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования,  обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ)  и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД,  поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

Результат образования, прописанный в стандарте, - дифференцированный.

Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…».

Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…».

Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста. 

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания:

  • чувство гражданской идентичности;
  • патриотизм;
  • учебная мотивация;
  • стремление к познанию;
  • умение общаться;
  • чувство ответственности за свои решения и поступки;
  • толерантность и многое другое.

В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Каждый учебный год школа реализует помимо учебно-методической темы воспитательную тему. Отдельные воспитательные программы существуют в деятельности каждого классного коллектива и разработаны для каждой возрастной ступени школы. Для нас принципиально важно, что школа помимо знаний должна ставить целью воспитание учащихся.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение.

На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. И здесь стоит отметить существующую у нас систему пятибалльного оценивания, первым шагом которой является формирование механизмов самооценки.

Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору.

В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Итак, Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,  освоивших основную образовательную программу начального общего образования

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта,  предполагает активное использование знаний,  полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями,  эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года.  Результатом этой деятельности становится,  например,  видеорепортаж,  описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Этот путь -  модернизация и инновационное развитие.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.

  Именно школа фактически является  важным элементом в этом процессе.

Главные задачи современной школы

  • раскрытие способностей каждого ученика;
  • воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Главный стратегический документ развития образования – национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – видит достижение такого качественно нового результата, как вы понимаете, во внедрении ФГОС второго поколения.

 «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д. Ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры – направлены на формирование культуры здоровья, укрепление и сохранение здоровья детей.

Постепенно школа будет оснащаться высокотехнологичным учебным оборудованием: компьютерами, интерактивными досками, медиатехникой, будут современные столовые. Современная школа предполагает  тесное взаимодействие с семьёй. Школьные праздники, концерты, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха.

Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью ученика.

В заключении хотелось бы отметить, что стандарты можно рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и родителями.

Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования, но несет ответственность за общий результат – развитие ребенка.

 

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения