Советы психолога

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 п.КУЛОЙ"

 

doctorСоветы психолога

 

TERTIUM NON DATUR

третьего не дано


«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках...

К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.

Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением, одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.

Физическое здоровье главный, но недостаточный фактор для учебы в школе. Малыш должен обладать некими психическими ресурсами, позволяющими ему перейти к другому образу жизни.

На основании специально проведенных исследований психологи выделили определенные компоненты, из которых складывается психологическая готовность к школе.

Если кратко обобщить основные итоги такого рода исследований, то наиболее важное значение приобретают:

1. Интеллектуальная готовность, под которой понимают достаточный уровень сформированности познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированности наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти (то есть структурам интеллекта). При этом внимание многих исследователей привлекает изучение и выявление предпосылок формирования письменной речи.

2. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения. Здесь же выделяется важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей.

3. Эмоционально-волевая готовность, которая предполагает достаточно развитый уровень регуляции поведения, умение преодолевать «непосредственные импульсы», контролировать свои действия.

4. Готовность к общению с одноклассниками и с учителем.

Родители, готовя ребенка к школе, учат его читать, считать и писать, думая, что этим исчерпываются из семейные возможности. Психологам первым стало ясно, что, к сожалению, эти навыки не в первую очередь нужны «среднему», поступающему в обычную школу ребенку. Читать и считать даже не умеющего ребенка довольно быстро и эффективно научит учитель, пользуясь специальными методиками.

От того, как ребёнок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации в режим школы и его психологическое самочувствие. Это серьёзное испытание для малыша и для родителей – испытание доброты и чуткости.

Мы предлагаем несколько советов и рекомендаций, которые помогут Вам и Вашему ребёнку психологически  подготовиться к школе.

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Итак, чему учить до школы и к школе?

Прежде всего, необходимо играть с ребенком в игры с правилами.

Это непременно разовьет в вашем ребенке стремление к соревновательности, умению соподчинять свои, пока еще во многом импульсивные желания интересам команды, научит через речевые приказы общаться с другими детьми и со взрослыми.

Подобного рода игры позволят осознавать цели и условия, в которых протекает пока еще не настоящая, но вполне серьезная для ребенка деятельность.

Внимательность, усидчивость, общительность, умение замереть и не делать чего-либо, контроль позы, умение управлять собой и другими, - всему этому психологи придумали термин «произвольность».

И еще один совет. Не «натаскивайте» ребенка. Готовьтесь с малышом к школе вместе, чтобы процесс шел просто и естественно в игровой, развлекательной форме, интересной вам обоим.

Не отнимайте у ребенка детства раньше времени!

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения