ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА
- Это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность и позитивные учебные привычки, стимулирует рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.
- Это тренировка ответственности и учебных привычек. Не меньшую важность имеет и тот факт, что домашние работы тренируют чувство ответственности и хорошие учебные привычки. Эти навыки чрезвычайно существенны для учеников - они обеспечивают их успешность в школе и пригодятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполнением домашних заданий, способствует развитию самостоятельности - ученик сам управляет временем, действует независимо, без прямых указаний, выполняет эту работу в меру своих сил и способностей.
Каждая семья должна определиться по отношению к этой проблеме, найти место домашних работ в ее жизни и их ценность.
Родители, поддерживающие домашние работы, представляют собой очень важный фактор в деле создания у ребенка позитивной позиции по отношению к учению и хороших привычек учения.
Заинтересованные в хорошей успеваемости детей папы и мамы уверены, что выполнение домашних работ способствует повышению успешности ребенка, школа у таких родителей находится на первом месте среди семейных приоритетов.
Домашние задания
- развивают ответственность;
- создают условия для развития самодисциплины;
- готовят учеников к полноценному участию в деятельности класса;
- развивают независимость в учебных привычках;
- поддерживают и расширяют опыт школьного учения, дают практику в применении основных учебных навыков;
- структурируют навыки и знания, полученные в классе;
- закладывают фундамент для принятия учениками на себя ответственности за свое собственное учение;
- развивают организационные навыки и навыки управления временем;
- стимулируют творчество, способствуют развитию воображения и инициативы;
- стимулируют критическое мышление и подталкивают к решению проблем;
- дают возможность практики, обзора и применения основных навыков.
Необходима родительская поддержка
Домашняя работа служит интересам взаимодействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учебные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на образовательную программу ученика.
Родители поддерживают ученика в выполнении домашних заданий и присматривают за ним, и это является чрезвычайно важным фактором в деле воспитания позитивных учебных привычек.
Можно привести следующие рекомендации по организации домашней работы.
Советы родителям
- соблюдайте режим дня; пусть ребенок начинает делать уроки в одно и то же время. Поначалу Вам придется напоминать ему о времени. Хвалите его тогда, когда он сам сел за уроки.
- лучше начинать приготовление уроков с письменных заданий; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать «каракули»;
- письменные задания необходимо чередовать с устными;
- обязательно после 25–30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для детей постарше через 40-45 минут делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. Во время перерыва сделать физические или танцевальные движения (лучше под музыку) - это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно «входить» в работу;
- нужно создать условия для выполнения домашних работ, то есть выделить отдельное место, которое не занимали бы другие: стол, стул, свет и отсутствие помех, таких как радио, телевизор, телефон, посторонние разговоры;
- родители должны быть способны помочь своим детям, но их роль необходимо ограничить консультациями и советами, родители не должны выполнять работу вместо своих детей;
- ожидать и требовать от ребенка, чтобы он старался делать работу как можно лучше и аккуратней;
- поощрять чтение для удовольствия. Читайте ребенку каждый день, и он приобретет эту привычку.
О литературном чтении
Задание по чтению надо обязательно выполнять даже хорошо читающим детям. Первый раз текст ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди.
Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность.
По русскому языку
Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью.
При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает.
Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной.
Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Задачи по математике
Учите ребенка читать и представлять текст задачи как происшествие.
Сделайте чертеж, рисунок или схему, если ребенок не понимает задачу.
Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняйте, о каких величинах идет речь.
После этого ребенок самостоятельно записывает действия и ответ.
А Вы проверяете и поощряйте его. Попросите ребенка придумать похожую задачу и решить ее.
Окружающий мир
Побуждайте читать не только учебник, но и дополнительную литературу, энциклопедии, выписывайте журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.
Посещайте выставки, музеи. Расширяйте кругозор своего ребенка.
В заключение хотелось бы напомнить, что для создания благополучного настроя ребенка на учебу не рекомендуется:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребенка.