«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
1. Проведение на уроках физкультурных минуток
Комплекс упражнений для глаз
Проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров способствует расширению зрительно-двигательной активности. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
1. Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
2. «Весёлые человечки». На карточках, которые показываются детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
3.Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:
1) Пирамидки
Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
2) Тарелки с разноцветными кружками
Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
3) Коврик
Задания: составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.
Элементы зрительной гимнастики
• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Комплекс упражнений для мышц тела
1. Упражнения для детей с избыточным весом
1) ходьба с высоким подниманием коленей;
2) и.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;
3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;
4) прыжки с хлопками над головой.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия
1) и.п. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз);
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
3. Упражнения для улучшения осанки
1) и.п. – о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.);
5) лёгкий бег на носках.
Комплекс упражнений для мышц рук
1) «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки».
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
4) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех».
(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
2. Включение в урок специальных методических приёмов и средств
Вставки о здоровье на уроках:
- «Вежливые слова и здоровье»;
- списывание и обсуждение текста о здоровье;
- работа с пословицами «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай»;
- чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
3. Организация класса «Здоровья»
Цель – обеспечение непрерывного образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, с учётом нарушений в состоянии соматического здоровья и индивидуальных потребностей учащихся.
Работа в классе ведётся по программе «Школа Здоровья».
Цель – формирование у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, пропаганда физической культуры и спорта.
В рамках программы наблюдение за состоянием и поведением учащихся с фиксацией результатов в «Паспорте здоровья» и «Карте наблюдений» на каждого учащегося.
Проведение занятий по общефизической подготовке
Задачи:
- снижение негативных последствий учебной нагрузки;
- укрепление здоровья детей;
- обучение основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;
- повышение уровня сформированности качеств личности.
4. Контроль над правильной организацией рабочего места и временем учебной деятельности, сочетанием разных видов деятельности
5. Встреча со специалистами центра «Скворушка» г. Вельск (в рамках встречи в клубе общения «В кругу семьи»)
Беседы-практикумы для родителей:
- «Дружба начинается с улыбки»;
- «Эти неугомонные мальчишки и девчонки».
6. Проведение недели здоровья «Жить здорово»! (с 26. 11. 12 по 04. 12. 12)
7. Проведение общешкольных мероприятий:
День Здоровья
«Зимние забавы»
8. Организация и проведение классных часов, туристических походов, поездок в бассейн