Готовимся к школе

 

trainingГотовимся к школе

 

PEU А PEU

шаг за шагом


Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему так получается?

У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно.

Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.

Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.

Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавление активности малыша (тактика диктата). Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением.

Всему этому он может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности. Взрослые знают, что если ребенок заинтересован чем-то (рисует, конструирует игрушку, рассматривает картинки в книге), то он может проявить чудеса терпения и внимания.

Задача взрослых – поддерживать у ребенка интерес к занятиям, добиваться их завершения.

Еще важнее в процессе повседневной жизни учить ребенка доводить до конца то, что не очень интересно, но обязательно для выполнения. Например, убрать игрушки, аккуратно разобрать и разложить по ячейкам коробки детали конструктора, привести в порядок свою обувь.

Задача взрослых – учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным.

Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал психолог А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры – значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.

Часто родители не задумываются о необходимости стимулирования у ребенка желания учиться в школе. Конечно, для ребенка ценен сам факт официального признания его взросления («Уже школьник!»). Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка ранца, организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни.

Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения.

Ребенку надо говорить о том, что учение в школе – дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!

Итак, родители должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, осмысленной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и необходимые для успешного вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.

Родители должны с большой трепетностью отнестись к такой важной проблеме, как воспитание у детей интереса к школе; сюда можно отнести такие моменты, которые необходимо знать каждому родителю:

  • ознакомление детей со школой, воспитание у них стремления стать учениками должно выступать как средство обогащения общего развития дошкольника, создания положительной психологической установки на новый этап жизни;
  • воспитание интереса к школе не является изолированной частью воспитательно-образовательного процесса. Оно естественно входит в его содержание, связывая разнообразные формы работы с детьми между собой единой перспективой предстоящего школьного обучения;
  • воспитание психологической установки на школьную позицию становится результатом не только особых форм работы, непосредственно связанных со школой (посещение школы, обсуждение школьных проблем и т. д.), но в значительной степени итогом общевоспитательной работы, направленной на обогащение деятельности, общения и эмоциональных переживаний дошкольника.

Главное, создать каждому ребенку ощущение движения к будущей цели – поступлению в школу через формирование новых умений, способов познания, деятельности, общения.

Плохую службу в подготовке к школе оказывает непродуманная тактика подхода родителей к детям, когда они из лучших побуждений, стремясь преодолеть нежелательные привычки своих детей, начинают пугать их школой: «Пойдешь в школу, учительница быстро заставит тебя слушаться. В школе не пикнешь!». Такие высказывания вызывают у ребенка недоверие к учителю.

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником? Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой – это ваши собственные наблюдения

Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения, внимания: рисует, лепит, собирает конструктор и т.п.

Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире.

С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали.

У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми.

На вопрос: «Хочешь пойти в школу?`» – ребенок отвечает: «Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.».

Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе

Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.

 

Важно получить следующую информацию:

  • Как ребенок работает на занятиях?
  • Часто ли отвлекается?
  • Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя?
  • Замечает ли и исправляет собственные ошибки?
  • Проявляет активность и самостоятельность или нет?
  • Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников?
  • Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью?
  • Быстро утомляется или может работать долго?
  • Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
    • Как ребенок общается со сверстниками?
    • Имеет ли постоянных друзей?
    • Часто ли ссорится и конфликтует?
    • Участвует ли в совместных играх?
    • Умеет ли договариваться с другими детьми?
    • Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
  • Как ребенок взаимодействует с педагогом?
  • Проявляет  инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся?
  • При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе?
  • Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение?
  • При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы?
  • Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе.

В обратном случае тоже не стоит огорчаться – вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов.

Тест для будущих первоклассников

  • Назови свою фамилию, имя, отчество;

  • Сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

  • Как зовут твоих родителей?

  • Утром ты завтракаешь, а днем...?

  • Сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

  • Футбол, гимнастика, теннис, плавание – это...?

  • Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

  • Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

  • В какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

  • Береза, дуб, осина – это...?

  • Каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

  • У коровы – теленок, у собаки – ..., у лошади – ...?

  • Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

  • Огурец, помидор, морковь, свекла – это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Дата последнего обновления страницы 05.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения